«

»

Окт 01

Проблемы при изучении Алфавита, буква А

Карапузыч учит азбукуНаши детки подросли. Скоро в школу им идти. И что же мы слышим чаще всего? А то, что детки не понимают значения букв. Практически у всех детей происходит рассогласование между видимым, слышимым и произносимым. То есть нет синхронизации видимой картинки, с слышимым её звучанием, а также с произносимыми ребёнком или взрослыми звуками. Многие современные педагоги часто ставят такому ребёнку диагноз,- дислексия. То есть, приписывают ему то, чего в действительности нет. Тогда возникает вопрос, почему же ребёнок «изменяет порядок букв в слове«? Займёмся именно этим вопросом, потому что ряд других, которые приписываются детям при таком диагнозе, имеют схожие причины. Они кроются не в недостатках детей, и не в том, что ребёнок отстаёт в развитии, а, как это ни странно, в педагоге и педагогике.

Дело в том, что современная педагогика подходит к обучению детей алфавиту «по-взрослому», то есть пытается обучить ребёнка восприятию букв так, как это должен был бы делать взрослый человек. Тем не менее, если попытаться учить взрослого, неграмотного человека по этим же методикам, трудности возникнут те же самые, что возникают у детей при обучении Азбуке. Почему так? Да потому что используя разные каналы восприятия,- зрительный, аудитивный, речевой, современная методика применяет к ним одни и те же правила. Но главное, не учитывает индивидуальные особенности самого ребёнка. Посмотрим для примера небольшой видеофильм, направленный якобы на то, чтобы дети изучили букву «А».

Мы видим на картинке изображение арбуза, диктор произносит слово «Арбуз«. Казалось бы какие могут быть проблемы? Однако, у детей «проблемы» (с точки зрения взрослых) возникают очень часто. Ребёнку свойственно произнести «рабуз» или даже «лабуз(с)» и он не видит в таком произношении никакого противоречия. Взрослого же это возмущает. Звучит как приговор: неправильно ты произносишь(как у кота Матросскина про бутерброды, из знаменитого мультфильма). Но мало кто из взрослых может обосновать такое утверждение. Почему неправильно, с какой такой стати? В сознании ребёнка изображение и звучание слова «арбуз» происходит именно в такой форме.

Давайте попытаемся понять, почему всё-таки наши детки, почемучки и любознайки, делают такие грубые с точки зрения взрослых «ошибки»?

У детей нет проблем, они есть только у взрослых

При анализе выяснится, что никаких ошибок тут нет. Правильно ребёнок произносит. В его маленьком сознании ещё не сформированы чёткие критерии того, что именно надо воспроизвести после услышанного слова. Например, если ребёнок произносит «рабуз«, вместо «арбуз«, это, чаще всего означает то, что для ребёнка буква «Р» имеет бОльшее значение, чем буква «А«, поэтому они меняются местами. Отсюда, педагогу или родителям, следует самим вначале понять, что же заставляет ребёнка, акцентировать своё внимание на «неправильной фонеме (букве)»? Тут могут быть виноваты сами взрослые. Изучая с ребёнком букву «А» взрослый может при произношении слова «АРБУЗ», выделить интонацией или акцентом букву «Р«, тем самым делая в глазах ребёнка именно эту букву более важной или «главной». Причины могут быть и многие другие. Их надо тщательно проанализировать.

К примеру, ребёнку тяжело давалось или даётся произношение этой самой тяжёлой буквы алфавита, то есть буквы «Р«. Тогда ребёнок будет стараться её выделять при произношении где надо и где не надо. В нашем случае, выделение буквы «Р» происходит путём смены места между буквами. Ничего тут страшного нет, никакая это не «дислексия«, это просто невнимательность педагога или неумение с его стороны понять ребёнка. Стоит только немного усилий приложить, проанализировать более глубоко или тщательно ситуацию и вопрос решается. Для взрослого,- это дело одной минуты. А чтобы вот отучить ребёнка от «неправильного» произношения понадобиться немного больше времени. Но не настолько много, чтобы об этом надо было переживать или ставить ребёнку диагноз патологии.

Буква А как часть речи

Следующий момент, связанный с освоением буквы «А» как части слова «АРБУЗ», вытекает из всего предыдущего. Само собой разумеется, что если для малыша «арбуз» это «лабуз» или «рабуз», то он никак не сопоставит картинку и звучание слова «арбуз» с буквой «А«, сколько ему ни повторяй. Причины те же самые, что описаны выше. Но, многие педагоги могут возразить: почему же большинство (или некоторые) дети с лёгкостью повторяют слово «правильно», «как надо» и даже запоминают букву «А», асссоциируя её с картинкой арбуза?

Усвоение Алфавита

Этот факт тоже очень легко объясняется. Дело не в том, что эта категория детей чем-то отличается от тех, кто не запоминает, или в чём-то превосходят их. Нет. Запоминают сказанное слово чуть ли не с первого раза те дети, которым менее всего свойственно анализировать. То есть, если вдуматься и начать говорить о патологиях, окажется, что именно «успевающие» ученики в наибольшей мере страдают патологиями, а не отстающие. В чём же тут «подвох», почему педагогика выделяет как одарённых и успевающих именно этих детей?

Подвоха нет. Есть конвейерное производство при обучении. Детей обучают тому «как надо»: вести себя, произносить. И тут следует спросить себя: «А кому ЭТО надо и зачем, с какой целью». С такими детьми, чаще всего, возникает меньше проблем. Из них получаются хорошие работники, и особенно,- начальники. Усвоил он или не усвоил неважно. Осознал ли урок, понял ли его,- тоже неважно. Главное, чтобы он создавал видимость усвоения, соблюдал общепринятые правила, те самые «так надо». Хорошая память и прекрасное запоминание, заменяют им осмысление программы.

Тут можно соглашаться или не соглашаться с моим мнением, но факты налицо. Проверить правильность или неправильность моих слов легко. Для этого, стоит снизойти до уровня ребёнка, и не побрезговать провести с ними небольшие тесты. Порасспрашивать и «одарённого», и «отстающего» ребёнка о том, ЧТО именно и КАК именно они восприняли сказанное слово. Дети, прежде всего «отстающие», легко объясняют свою позицию. А вот так называемые «одарённые» или «преуспевающие» дети, в основном не могут объяснить почему слово «арбуз» ассоциируется с буквой «А», что подтверждает тот факт, что они не осознают, а запоминают сказанное.

У мамы арбузик, буква А

Из этого всего не следует делать поспешных выводов, кроме одного: надо больше вслушиваться в своих детей. Неважно, это ваши школьники или собственные дети. Узнайте у ребёнка, почему у него слово звучит так или иначе. И не обязательно методом задавания вопросов. Чтобы узнать ребёнка, вопросы, в основном, задавайте самим себе, а потом уже детям. Часто, «неправильное» произношение, ассоциируется у них с каким-нибудь событием в семье. Не следует забывать никогда,- у детей никаких проблем никогда нету, они есть только у нас, взрослых. И начинать их решать надо с самих себя, а не с детей. Диагноз тут простой,- есть ребёнок, у которого не поставлена речь, тут же ищите взрослого, который является этому причиной. Исправьте вначале этого взрослого, потом уже «исправляйте» самого ребёнка. Все другие подходы ведут только к искажениям и патологиям. В том числе к неправильному диагнозу для ребёнка. Диагноз надо ставить сначала взрослым, и, если окажется, что взрослые всё сделали «правильно» переходите на «исправление неправильностей» в ребёнке.

 Ждём ваших отзывов, критики  и нареканий в комментариях. Пишите, не стесняйтесь.

2 комментария

  1. Domnica

    Правильно сказали. Ведь «неправильный бутерброд » бывает только у взрослых, а дети чаще всего являют отражением родителей:))

  2. Букварёнок

    Дело даже не в отражении. Дети рождаются «всезнающими». Взрослые же, пытаясь навязать им необходимость обучения чему-либо, разрушают именно эту установку ребёнка, вселяя в них неуверенность в себе, в своих силах. Если вы слышите от ребёнка «я знаю», порадуйтесь тому, что он так уверен в себе. Не разрушайте его мировоззрение, просто добавьте к его «я знаю» своё «дополнение». пусть он останется с уверенностью в том, что он «и так всё знал». Самый лучший метод, это выстроить обучение так, чтобы в процессе обучения вы преподали ребёнку материал таким образом, что он как бы узнавал его, а не изучал. Он ведь уже всё знает. Согласитесь с ним и покажите ему второй аспект его знания. Это будет ваше, но придёт к малышу ненавязчиво, а так, будто бы он открыл сам для себя своё.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>